Исландия, день 2. Маршрут «Золотое кольцо Исландии» и его достопримечательности

На второй день нашего путешествия мы проехали по маршруту «Золотое кольцо Исландии», куда входят главные достопримечательности недалеко от Рейкьявика. Ну, как недалеко: вообще-то от столицы Исландии до золотого водопада Гюдльфосс (самая дальняя точка маршрута) — целых 120 км. Но нам было проще: мы стартовали не из Рейкьявика, а из кемпинга около национального парка Тингвеллир, где провели предыдущую ночь. Стояло солнечное исландское утро, над нашей палаткой весело пели птички…

О том, как мы вчера прилетели в Исландию, арендовали машину и впервые познакомились с красотами этой страны, читайте здесь:

Братство кольца

Стояло солнечное исландское утро, над нашей палаткой весело пели птички, а в соседней машине пара индийских туристов начала ритуальный утренний гундёж. Отягчающим обстоятельством явилось то, что ночью они периодически будили нас раскатистым храпом. Пожелав им скорейшей реинкарнации и попросив бога Вишну в следующей жизни превратить их в пятнистых жаб, скрипя костями, мы вылезли из палатки. И ахнули.

От вчерашнего дождя с туманом не осталось и следа: синее небо от края до края горизонта дарило нам надежду, что Золотое кольцо Исландии мы увидим при нормальном дневном освещении. И да, какой же все-таки красивый наш кемпинг, окруженный зелено-снежными горами! Вот какой:

Маршрут Золотое Кольцо Исландии на автомобиле.

Всем доброго утра! Camping Thingvellir, Исландия, середина июля.

Кемпинг Camping Thingvellir в Исландии.

Утро в исландском кемпинге. Домик в центре – укрытие на случай дождя, он же столовая, он же душевая, он же туалет.

Утро в исландском кемпинге – это не только завтрак и сворачивание палатки, но и приготовление еды на предстоящий день. Ну или хотя бы чая. Проглотив несколько печенюшек со скиром (здешний йогурт) и залив термос под завязку, мы запрыгнули в машину и отправились покорять Золотое кольцо Исландии.

Золотое кольцо Исландии – популярнейший туристический маршрут, который охватывает самые интересные места неподалеку от Рейкьявика. Главные достопримечательности Золотого кольца — Суздаль и Кострома национальный парк Тингвеллир (Тингведлир), Долина гейзеров Хаукадалур и Золотой водопад Гюдльфосс (Гульфосс).

Экскурсия по национальному парку Тингвеллир

От нашего кемпинга до главного входа в национальный парк Тингвеллир — всего 5 километров. Пока едем, немного расскажу вам про это важнейшее для Исландии место. Именно здесь с 930 года собирается исландский парламент, именно здесь в 1000-м году было принято важное политическое решение о переходе из язычества в христианство, и именно здесь в середине XX века была провозглашена независимость Исландии. К тому же долина Тингведлир – это граница двух частей света: тут сходятся Евразийская и Североамериканская литосферные плиты. А еще здесь снимали несколько эпизодов «Игры престолов» (о местах съемки сериала в Исландии читайте здесь).

В общем, очень важное место, а еще невероятно живописное. Ковер изумрудной травы, слоистые горы, прозрачные ручейки, реки, озера — красотища! Неудивительно, что в национальном парке нам постоянно встречались большие экскурсионные группы из разных стран.

Золотое кольцо Исландии, национальный парк Тингвеллир.

Золотое кольцо Исландии, национальный парк Тингвеллир. Домики рядом с церковью – летняя резиденция премьер-министра страны.

Да, чуть не забыл: утром на кухне нашего кемпинга нам на глаза попалось объявление, что каждый день в 10:00 и 15:00 от церквушки в Тингвеллире стартуют бесплатные экскурсии на английском языке. Оставив машину на парковке за 750 крон, ровно в 10:00 мы в компании десятка туристов из разных стран стояли у церкви. Нашим гидом оказалась сотрудница национального парка, которая призналась, что немного волнуется: это была ее первая экскурсия.

Тем не менее, всё прошло отлично: английский ее был безупречен, как и у всех исландцев, а в рассказах исторические факты органично переплетались с необычными историями. Например, мы узнали, что висящую на стене церквушки икону «Тайная вечеря» написал местный фермер в XVII веке, а в роли Иисуса и апостолов он изобразил себя и своих друзей. Еще гид рассказала нам, что первыми заселять Исландию стали выходцы из Норвегии в IX веке. А перебраться в такую даль они решили по уважительной причине – чтобы на родине не платить налоги.

Еще больше подробностей от нашего замечательного гида ждет вас в статье Экскурсия по национальному парку Тингвеллир в Исландии.

Церковь в национальном парке Тингдлир, Исландия.

Иуду художник писал с соседа, который был должен ему 30 крон. Шутка.

Церковь в национальном парке Тингведлир. Маршрут "Золотое кольцо Исландии".

Так выглядит церковь в национальном парке Тингвеллир — резиденции премьер-министра Исландии. Я ни на что не намекаю.

Национальный парк Тингвеллир. Маршрут "Золотое кольцо Исландии".

Экскурсовод рассказывает нам о двух знаменитых исландских поэтах, похороненных у церквушки в парке Тингвеллир.

Экскурсия завершилась у красивой расщелины с прозрачной водой, где гид спела нам песню на исландском языке про национальный парк Тингвеллир, которую они учили в школе. А на дне этой расщелины сверкали сотни монет, которые забросили туда туристы, мечтающие вернуться в это прекрасное место. И прежде чем мы с вами покинем национальный парк Тингвеллир, давайте еще немного полюбуемся его красотами:

На фото: национальный парк Тингвеллир, Исландия.

Золотое кольцо Исландии и его первая точка – национальный парк Тингвеллир.

Маршрут Золотое Кольцо Исландии. Нац. парк Тингвеллир.

Как и везде в Исландии, в Тингведлире кругом горы причудливой формы.

Маршрут Золотое Кольцо Исландии на автомобиле.

А вот и расщелина с монетами. У нас мелочи не оказалось, но мы все равно вернемся!

Маршрут Золотое Кольцо Исландии. Нац. парк Тингвеллир.

Маршрут Золотое кольцо Исландии, национальный парк Тингвеллир. Теперь вы видите, почему именно здесь снимали Речные земли в «Игре престолов»?

Пикник у обочины

Следующий пункт нашего маршрута – Долина гейзеров Хаукадалур. Но Исландия – это Исландия. Здесь нельзя просто сесть в машину в пункте А и вылезти из нее в пункте В. Хочется останавливаться через каждые пять минут – столько здесь всего красивого и интересного. А еще удобного для туристов: около многих мест с красивым видом стоит знак «елочка», есть бесплатная парковка со столиками-стульями и иногда даже биотуалетом. У одной из таких «елочек» мы и остановились по пути в Долину гейзеров, чтобы приготовить наш первый походный обед.

Обед состоял из доширака с тушенкой и чая из термоса. На парковке мы встретили русских туристов – немолодую пару, которая заехала сюда с той же целью: поесть и полюбоваться пейзажем. Вообще, уже в первый день туристов из России и Украины мы встретили немало, что нас очень обрадовало. А уж около гейзеров их вообще были десятки. Впрочем, не будем опережать события. Поели, айда к гейзерам!

На фото: путешествие по Исландии на автомобиле, пикник у обочины.

Золотое кольцо Исландии, едем от Тингвеллира к гейзерам. В живописных местах у дорог оборудованы парковки со столиками.маши

Долина гейзеров

Итак, гейзеры в Исландии. Долина гейзеров Хаукадалур (или Хёйкадалюр) – второй пункт маршрута «Золотое кольцо Исландии», она расположена в 100 км к востоку от Рейкьявика. Именно здесь находится Гейсир (Большой Гейзер), способный «выплевывать» поток воды на высоту до 70 метров. Это самый главный гейзер на планете, давший название всем гейзерам. Жаль только, что последние несколько лет Гейсир спит беспробудным сном. Но всего в 50 метрах от него расположен Строккур, который выбрасывает воду на высоту 20-30 метров, зато каждые несколько минут. С ним мы собирались познакомиться в первую очередь.

Парковка около Долины гейзеров оказалась бесплатной. Вход — тоже. Ну круто же! И мы оказались в сказке. Земля здесь разноцветная, она бурлит, ворчит и булькает, из нее валит дым, окуривая окрестности мягким запахом сероводорода. Из-под этой бурлящей земли на поверхность тут и там пробиваются цветы. В паре мест, где дым фумарол выходит на поверхность практически вертикально, находчивые исландцы соорудили маленькие домики, чтобы дым этот валил не как попало, а красиво, из трубы.

Асфальтовая дорожка повела нас мимо домиков к Гейсиру, Строккуру и другим гейзерам, которые когда-то тоже стреляли кипяченой водой, а сейчас мирно спят, превратившись в небольшие цветные лужицы. Вдоль дорожки — указатели, напоминающие, что земля вокруг раскаляется до +80…+100, и таблички о том, что все мы здесь находимся на свой страх и риск. Очень мило.

Маршрут Золотое Кольцо Исландии, долина гейзеров Хаукадалур.

Дружище, не кипятись! Все будет хорошо, ты же в Исландии!

Маршрут "Золотое Кольцо Исландии", Долина гейзеров Хаукадалур.

У всех гейзеров, даже самых маленьких, есть имена. Этого зовут Смидур.

Строккур мы заметили от самого входа в парк. А как не заметить мощный водяной взрыв, с оглушительным плеском превращающийся в дым! Как и было обещано, извергался он каждые 3-4 минуты. Выглядит это так. В спокойные минуты Строккур представляет собой микро-озеро диаметром в несколько метров, прозрачное и бездонное. Какое-то время огороженный веревочкой для безопасности Строккур просто отдыхает, поверхность его тиха и безмятежна. Но внезапно прямо в центре озера надувается сине-зеленый «глаз», и из него перпендикулярно земле вырывается столб раскаленной воды. Плеск, шум, дым во все стороны – ни с чем не сравнимое зрелище!

Долина гейзеров в Исландии. Извержение гейзера Строккур.

Мое любимое фото из Исландии.

Немного полюбовавшись представлениями Строккура, мы отправились гулять дальше. Вообще, маршрут по Долине гейзеров – это дорожка, которая проходит мимо всех самых интересных мест. От Строккура она повела нас на пригорок к Гейсиру и его соседям – другим таким же бездонным лужам да озерам, мирно спящим до поры до времени. А вот и главная звезда Долины:

Маршрут "Золотое Кольцо Исландии". На фото: Гейсир.

Гейсир почивать изволят.

Маршрут Золотое Кольцо Исландии на автомобиле.

Гейзеры спят до поры до времени. В целях безопасности обнесены веревочками по последнему слову техники.

Маршрут Золотое Кольцо Исландии на автомобиле. Долина гейзеров Хаукадалур.

Долина гейзеров на маршруте «Золотое кольцо Исландии» — это не только геотермальная зона, но и небольшой пригорок с красивыми видами.

Насладившись неземным пейзажем и окрестностями с небольшого пригорка, мы вернулись к Строккуру. Кроме Исландии, гейзеры есть еще в Чили, США, Новой Зеландии и России (Камчатка). И хотя по высоте «струи» он занимает четвертое место в мире после Гейсира и двух американских собратьев, только Строккур радует своих поклонников столь частыми выступлениями.

Около Строккура мы провели больше часа: любовались, снимали его на фото и видео и застали больше 20 извержений. За терпение Строккур щедро нам отплатил: если обычно он «просыпается» раз в 3-4 минуты, то в тот момент, когда мы снимали его на видео, за 20 секунд случилось два извержения! Посмотреть уникальное видео и прочитать много интересного вы можете в нашей статье:

А мы поедем дальше покорять Золотое Кольцо Исландии!

Ой, чуть не забыл показать вам Строккур. Вот он, красавец:

Долина гейзеров в Исландии. Извержение гейзера Строккур.

На мою просьбу сфотографироваться Строккур ответил согласием.

Гейзер Строккур, Исландия. Маршрут "Золотое кольцо".

Мы дежурили у Строккура очень долго. Успели и нафотографироваться, и просто налюбоваться.

Кстати, вместе с нами у гейзера толпились путешественники из самых разных стран, и мы отметили одну особенность: если все просто любуются или фотографируют, то российские туристы обязательно снимают Строккур на видео для своих Инстаграмов и Ютьюбов. Снимают долго, с пояснениями, комментариями и справками энциклопедической глубины. Такие особенности национального туризма.

Золотой водопад Гюдльфосс и культурный шок

Последний пункт маршрута «Золотое Кольцо Исландии» — знаменитый Золотой Водопад Гюдльфосс в 10 км к востоку от Долины Гейзеров. По дороге к водопаду нам встретился отряд из десятка девчонок лет 18-ти в коротких шортах, футболках и с огромными рюкзачищами, которые маршировали по обочине и радостно приветствовали каждый проезжавший автомобиль. Да, пеший туризм в Исландии – это круто! Девчонкам респект, но мы уж как-нибудь на машине помучаемся.

На парковке у водопада нам пришлось наворачивать круги, как жителю Подмосковья у дома после работы: занято было буквально всё! И прошмыгнув-таки в освободившийся карман на парковке, мы со всех ног побежали к самому мощному из всех водопадов, что встречали до этого. А повидали мы их немало: чего стоят только Эраван в Таиланде, Куанг Си в Лаосе, Слоновий водопад во Вьетнаме, Нижний Дюден в Турции! В честь такого великого события Гюдльфосс радостно встретил нас яркой радугой. Потом, правда, мы узнали, что он почти всех так встречает, особенно в ясную погоду. А с погодой нам в тот день сказочно повезло!

Маршрут "Золотое кольцо Исландии": водопад Гюдльфосс.

Золотое кольцо Исландии – вот оно, над Гюдльфоссом! И не только золотое, но и красное, синее, оранжевое.

В Википедии написано, что Гульфосс состоит из двух уровней, повернутых друг к другу под прямым углом. Если оторвете взгляд от радуги на фото, вы увидите оба этих уровня. Высота первого (нижнего) – 21 м, второго – 11 м. Так вот, ошибается Випипедия: у Гюдльфосса целых три уровня! Просто чтобы увидеть самый верхний, нужно добраться до второго и пройти еще чуть дальше. Туда мы, естественно, и отправились первым делом. Вот он, третий уровень, о котором не знает Википедия, но зато теперь знаем мы, чему и радуемся так сильно на фото.

В честь первооткрывателей третий уровень Гюдльфосса будет официально именоваться «Водопад Уехаликомфосс».

Маршрут Золотое Кольцо Исландии на автомобиле.

Простая человеческая радость от великого открытия.

А по пути я испытал настоящий культурный шок, о котором не могу вам не поведать. Раньше, когда я видел людей, делающих селфи, мое сердце обливалось кровью. Я еле сдерживал слезы, глядя на этих бесконечно несчастных созданий: настолько одиноких, что им приходится фотографировать самих себя, и настолько застенчивых, что у них не хватает смелости попросить об этом прохожих. На Гюдльфоссе таких бедолаг было немало. Одна картина просто разрывала сердце: несчастная девушка, отчаянно вытянув руку, фотографировала себя на телефон на фоне неземной красоты водопада. Как старательно, как искренне она улыбалась, будто она и впрямь счастлива, будто и впрямь ехала на край света, чтобы вот так беспомощно снимать саму себя! А все равнодушно шли мимо, словно так и должно быть. Но даже среди туристов — этого черствого, бессердечного племени — нашелся настоящий Человек. «Позвольте сфотографировать вас, милая леди», — пришел на помощь бедняжке волей судьбы оказавшийся рядом герой. «Спасибо, не нужно. У меня длинные руки», — был ответ.

И теперь я не знаю, что и думать. Кто они, одинокие путешественники, вынужденные фотографировать себя сами? Несчастные жертвы горькой судьбы, чья гордость не позволяет принять помощь? Или эгоцентричные социопаты, избегающие человеческого общества и отвергающие даже самую искреннюю поддержку? Кто знает, помогите разобраться.

Золотой водопад Гюдльфосс (Gullfoss), Исландия.

А люди всё шли и шли мимо, словно так и должно быть…

О чем это я… Ах да, Гюдльфосс! Так вот, грохот там стоит такой, что разговаривать приходится криком. А если спуститься от Уехаликомфосса к нижнему уровню Гюдльфосса, то виден красивейший каньон, куда утекает красавец-водопад. Но самую нижнюю точку падения воды, естественно, не видно из-за «дымовой завесы» мельчайших брызг.

Подробнее о водопадах Гюдльфосс и Уехаликомфосс читайте в нашей статье:

Золотое Кольцо Исландии на автомобиле. Золотой водопад Гюдльфосс.

Картина невольно наводит на философские мысли. Как быстрые воды великого Гюдльфосса, всё в этом мире течет, всё изменяется, всё мокрое, склизкое, бр-р-р-р!

Около Гульфосса есть несколько смотровых площадок – водопад можно увидеть и в анфас, и в профиль с самых разных точек и уровней. Обойдя их все, мы внезапно обнаружили, что день уже склонился к вечеру, а мы почему-то устали. Золотое кольцо Исландии покорено, пора искать место для ночлега!

На фото: золотой водопад Гюдльфосс, Исландия.

Золотое кольцо Исландии пройдено! Теперь мы — Властелины колец.

Маршрут Золотое Кольцо Исландии на карте. Золотой водопад Гюдльфосс.

И все эти люди тоже.

Скромный ужин

На нашей Карте кемпингов Исландии мы обнаружили отличное местечко — Fludir camping всего в 30 км от Гюдльфосса. Едем! По дороге мы решили завернуть на Hrunalaug Hot Spring — термальную купальню под открытым небом, воспетую «Орлом и Решкой» как уютную и бесплатную. Купальня действительно оказалась бесплатной (потому что смотрители уже уехали), но настолько маленькой, что четверо уже бултыхавшихся в ней туристов не оставляли нам выбора. Да и выпить есть уже хотелось, поэтому мы плюнули и поехали в кемпинг на окраине деревушки Fludir.

Fludir camping оказался очень живописным местечком на берегу реки. И одним из самых дорогих наших кемпингов: ночевка здесь обошлась нам аж в 1750 крон (около 12 евро) с человека. Зато в эту цену включен душ и бесплатный WiFi. Похоже, где-то рядом расположился аэродром, потому что над нами постоянно кружили маленькие самолетики. Под их смешной писк мы и соорудили себе скромный ужин, чем, как говорится, бог послал:

Ужин в исландском кемпинге Fludir Camping.

Скромный ужин в Исландии.

Ой, простите, не та фотка! Вот скромный ужин:

Закуска к скромному ужину в Исландии.

После ужина мы обнаружили, что за сегодняшний день умудрились немного загореть. Загореть! В Исландии! «Еще два таких же прекрасных дня — и можно считать, что нам повезло с погодой», — рассуждали мы, будучи уверенными, что после такого теплого солнечного подарка судьбы плохой погоды назавтра быть просто не может. Спойлер: еще как может. Забегая вперед, на следующий день нас ждала самая паршивая погода за всё время нашего путешествия по Исландии.

А перед сном мы спустились прогуляться к прикемпинговой речке, где нам была дарована свыше черная повязка на глаза с логотипом Iceland Air, предназначенная для безмятежного сна в полете. А что, ночи нынче стоят белые, пригодится! Но после таких приключений и двух практически бессонных ночей мы проспали почти девять часов без всяких приспособлений. Спать в Исландии — непростительное растранжиривание драгоценного времени, но надо же это делать хоть когда-нибудь.

Маршрут "Золотое кольцо Исландии". Кемпинг Fludir camping.

Вот так выглядит исландская ночь в июле и речушка около нашего кемпинга.

Исландия, кемпинг Fludir.

Некоторые туристы приезжают во Fludir Camping не просто на автомобиле, но и в целых автодомах и живут здесь неделями.

Итого за день: 120 км. Наш маршрут Золотое кольцо Исландии на карте:

Где остановиться на Золотом кольце Исландии

Как сказано выше, для ночевки мы выбрали Fludir Camping – добротный кемпинг с душем и Wi-Fi. Вот еще несколько хороших вариантов ночлега на маршруте «Золотое кольцо Исландии», которые мы можем порекомендовать.

Отели на Золотом кольце Исландии

Кемпинги на Золотом кольце Исландии

Camping Geysir: около Долины гейзеров
Skjòl Campgrounds: около Гюдльфосса
Reykholt: к югу от Долины гейзеров
Uthlid Camping and Cottages: к западу от Долины гейзеров
Fludir Camping: тут мы ночевали

Как уже сказано, маршрут «Золотое кольцо Исландии» мы объехали при отличной погоде, и даже представить себе не могли, какой подвох ждал нас на следующий день. А у нас, между прочим, было запланировано посещение нескольких красивейших водопадов! Что из этого вышло, читайте в следующей статье.