Исландия, день 1. Наш первый тупик, кратер и кемпинг

Обалдеть, да это снег! В июле! Из-под разорванного в нескольких местах одеяла облаков белело что-то нетипичное для середины лета. Международный аэропорт Кефлавик находится на самом западе острова, и если вы летите в Исландию не из Америки, то имеете счастье полюбоваться всем островом. Восточными фьордами. Черными пляжами юга. Самым большим в Европе ледником Ватнайёкюдль. Его-то нам и показала на пару минут капризная исландская погода, а потом тучи сомкнулись обратно, и уже на весь оставшийся день. А что вы хотели: Исландия, июль, +10. Облачно, возможны осадки.

Исландия из иллюминатора самолета. Ледник Ватнайёкюдль.

Ледник Ватнайёкюдль из окна нашего самолета. Фрагмент.

Привет, тупики

Ага, возможны! Исландия встретила нас мелким противным дождем, но настроение нашей толпе прилетевших из Риги туристов поднимал любопытный тупик, проклевавший дырку в потолке аэропорта, чтобы подивиться на чудаков, явившихся на край света в поисках приключений. Гигантский красноклювый символ Исландии торчал кверху ногами из потолка прямо над лентой транспортера, на которой наконец-то появился наш чемодан. Никогда мы не ждали свой багаж с таким нетерпением. Еще бы! Ведь там не только наша палатка с ковриками-спальниками, но и запас еды на 11 дней!

Статьи по теме:

Международный аэропорт Кефлавик, Исландия.

В международном аэропорту Рейкьявика Кефлавик нас встречает символ Исландии – тупик по имени Палли.

Очень немногие туристы садятся в аэропорту на автобус и едут в Рейкьявик или еще куда-то. Исландия — страна, которую нужно познавать за рулем. Поэтому практически все туристы сразу по прилету забирают арендованную машину и — вперед, к приключениям. Для таких путешественников в аэропорту Рейкьявика есть очень удобный сервис: бесплатный автобус-шаттл, который едет на территорию, где базируются все компании аренды авто. У нас, естественно, тоже заранее была забронирована и оплачена машина. Нашли мы ее с помощью сайта Rentalcars.com, который автоматически сравнивает цены местных и международных прокатных контор.

Наша машинка ждала нас в офисе компании Blue Car Rental. Мы выбрали оптимальный для себя вариант — небольшую и недорогую Toyota Yaris с автоматической коробкой передач и передним приводом, чтоб было проще буксовать по леднику. Сразу замечу: если вы планируете форсировать бездорожье центральной части острова (F-roads), ищите на Rentalcars внедорожник. А если, как и мы, вы планируете путешествовать только по асфальту и гравию, то обычный передне- или заднеприводной седан вам вполне подойдет. Забегая вперед, скажу, что наша маленькая «Тойота» не подвела нас не разу. И мы отплатили ей тем же.

Процесс получения машины занял буквально несколько минут. Прокатчик сделал ксерокопию моей банковской карты, снял с нее 1 копейку для верности, провел небольшой инструктаж и мы отметили на схеме (сняв также на видео) все мало-мальски заметные царапины. Машина нам досталась новая, с пробегом всего в 6000 км и нехилой ссадиной над задним бампером — предыдущие арендаторы умудрились опустить чемодан мимо багажника. Пару раз. Ну что ж, бывает. Надеюсь, что не с нами. Также прокатчик рассказал нам, как действует наша страховка и куда звонить-писать, если что случится.

Аренда авто в Исландии. Получаем машину.

Получаем машину в Исландии. Оля ищет в Гугле «как управлять автомобилем».

Кстати, о страховке: как правило, в стоимость аренды включена защита от угона и прочих ужасов. Какие еще виды страховки брать, зависит только от вас, но мы оплатили (и вам настоятельно советуем) Gravel Protection – защиту от мелких повреждений. Дело в том, что в Исландии вам в окна и двери постоянно летят камешки из-под колес других машин, потому что все активно колесят по гравию. И мелкие царапины просто неизбежны. Если Gravel Protection нет, за эти царапинки могут заставить платить штраф.

Знакомство с Исландией

Еда, палатка… Главное, что нужно взять в Исландию – это мобильный интернет! У нас он, к счастью, был, и не по бессовестным тарифам российских операторов. Несколько лет назад мы завели в Греции местную сим-карту Vodafone, и после отмены роуминга в ЕС и Европейской Ассоциации свободной торговли, куда входит Исландия, ей можно пользоваться практически по всей Европе по «домашнему» (греческому) тарифу. И первое, что мы сделали после знакомства с прогнозом погоды — нашли на карте ближайший супермаркет низких цен Bonus. Он оказался в 10 км от аэропорта как раз на нашем пути в сторону Рейкьявика.

Как уже сказано, мы привезли с собой хороший запас еды, но кое-что требовалось прикупить. В «Бонусе» мы разжились хлебом, соком, яйцами, скиром (исландский йогурт), сладостями и 8 литрами воды. Вышло около 15 евро — дорого, но все-таки не так много, учитывая страшилки о безумных исландских ценах. А еще — о, чудо! — в супермаркете обнаружился 450-миллилитровый баллон газа для горелки! Всего за 4 евро! Вам совет: увидите в супермаркете газ — берите сразу, да побольше, ибо в подобных магазинах он встречается редко и стоит намного дешевле, чем на заправках. Еще мы сняли в здешнем банкомате немного денег, заплатив комиссию около 6 евро. Кстати, в Исландии практически везде можно платить картой, за всё путешествие наличка понадобилась нам только раз, так что можно было и не снимать.

Статьи по теме:

Теперь мы полностью готовы! И навигатор повел нас на запад, к кратерному озеру Керис (Kerið) — ближайшему пункту на Карте достопримечательностей Исландии, которую мы долго и тщательно готовили перед поездкой. Кстати, в Рейкьявик мы пока решили не заезжать, оставив его на последний день.

Разведка на местности

Несмотря на дождь, несмотря на туман, несмотря на холодину Исландия поражала. Поражала даже нас, повидавших много красот в разных частях света. Поражала даже эта, наименее живописная часть страны, расположенная между Кефлавиком и Рейкьявиком. Пока все нормальные люди ехали из аэропорта в сторону столицы по чуть ли не единственной в стране двухколесной автостраде, черти прикинулись Гугл-навигатором и понесли нас на дикую грунтовую дорогу. Но слушайте, как же на ней было красиво! Земля здесь была словно вскопана гигантскими вилами. Мятый моховой ковер поверх лавового поля, изумрудные горы в дымке, ярко-синие люпины (в России они цветут в апреле-мае, а тут — в середине лета)… Именно здесь мы сделали самые первые фотографии настоящей Исландии. И именно здесь мы поняли главную прелесть: тут красиво везде, просто везде, а достопримечательности — это лишь путевые отметки.

Лавовое поле недалеко от Рейкьявика, Исландия.

Так выглядит человек, который не спал всю ночь, добрался до Исландии и у него ненадолго закончился дождь.

Вернувшись на трассу, где из-за тумана и дождя видимость ухудшилась до пары десятков метров, под кромешным дождем мы таки доехали до озера Керид. Это очень красивый водоем, образовавшийся в кратере потухшего вулкана. Вход оказался платным: 400 исландских крон с человека (около 3 евро). Дождь хлестал беспощадно, ветер вырывал зонтик из рук, но мы всё равно погуляли вокруг озера и спустились к нему, чтобы впервые в жизни помыть руки в настоящем кратере. Как ощущения, спрашиваете? Вода в кратере мокрая. И «обычного» цвета: мы видели сделанные в хорошую погоду снимки, где вода синяя-пресиняя. Хотя у нас, вроде, фотографии тоже получились неплохие:

Кратерное озеро Керид, Исландия.

Озеро Керид в Исландии. Вид с края кратера.

А вот так оно выглядит вблизи. Обратите внимание на красные склоны кратерной воронки.

Наш первый кемпинг

Дождливый сложный день (мы ведь вообще-то прилетели сегодня!) клонился к вечеру, а на завтра у нас был запланирован маршрут «Золотое кольцо Исландии»: национальный парк Тингвеллир, долина гейзеров Хаукадалур и водопад Гюдльфосс. Поэтому заночевать мы решили поближе к парку Тингвеллир. И отправились к главному входу в нац. парк – согласно нашей Карте кемпингов Исландии, где-то там должен быть палаточный лагерь.

И он там был! Справа от дороги мы заметили несколько палаток и пару небольших домиков. Заехали. Эй, народ! Кому платить, сколько платить? Никого. Мы постучались в один домик – тишина. В другом нам открыл дверь парень с явными первичными и вторичными признаками настоящего исландца: длинноволосый, светлобородый, с пивом. «Располагайтесь, ни в чем себе не отказывайте, машину можете припарковать рядом с палаткой, заплатите утром!» — обрадовал нас гостеприимный хозяин и пошел допивать.

Цена оказалась средней для исландского кемпинга: 1300 крон с человека + 300 крон за палатку. Итого 2900 крон, то есть около 23 евро. Кемпинг носил гордое название Camping Thingvellir и состоял из поляны для установки палаток на фоне живописных гор, душа, туалета, пары столов и небольшого навеса от дождя, под которым можно приготовить еду. Отлично, остаемся! А тут и дождик затих, дав нам возможность поставить палатку. И хотя я не занимался этим 15 лет, со времен голодного студенчества, управились мы на удивление быстро.

Кемпинг Camping Thingvellir в Исландии.

Говорите, парковаться можно прямо у палатки? Отлично!

Правда, ждала нас и невеселая новость: поскольку трава в Исландии вечно мокрая, мои почти тряпичные трекинговые кроссовки насквозь промокли. Сменная обувь у нас была такая же промокашка. В следующий раз будем умнее — решили мы и отправились готовить наш первый исландский ужин на горелке под навесом. Тушенка, доширак, хлеб, чай да красивый пейзаж – что еще нужно для счастья простому туристу в Исландии?

Разве только немного тепла. Ну хоть немного! Но с этим нам сегодня не повезло: несмотря на теплые спальники, Оля в ту ночь замерзла до окоченения, а свитеру-подушке посреди ночи пришлось переквалифицироваться в просто свитер. Мне же несколько раз пришлось просыпаться из-за обморожения нижних конечностей и критического затекания руки, которая служила подушкой. Отсюда мораль: берите в Исландию не только непромокаемые кроссовки, но и термобелье и побольше теплой одежды, которая обязательно пригодится вам холодными июльскими ночами.

Как сэкономить в Исландии на питании. Ужин в кемпинге.

Ужин туриста: тушенка российская, лапша китайская, погода исландская.

Кстати, о ночах. Именно здесь мы впервые познакомились с северными летними белыми ночами, когда солнце практически не уходит за горизонт и 24 часа в сутки светло, как днем. Поэтому головы нам пришлось прятать в спальники, чтобы создать себе хотя бы иллюзию «настоящей» ночи. В общем, спали мы в ту непривычно холодную и непривычно светлую полярную ночь очень мало. Но проснулись на удивление бодрыми. Еще бы индусы в соседней палатке не начали бормотать в семь утра, вообще было бы чудесно.

Конечно, на следующую ночь из всего этого опыта были сделаны выводы, которые заметно облегчили нашу жизнь в Исландии. Но о них – в следующей статье!